В последние годы активизировалась работа по повышению готовности гражданской обороны. В целом сформирована нормативная правовая база на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Выполняется комплекс мер по совершенствованию системы управления гражданской обороной. Осуществляется ее интеграция в единую систему государственного и военного управления на основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.
Организовано создание первой очереди пилотной зоны Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Осуществлен широкий круг научных исследований по формированию и обоснованию направлений дальнейшего развития гражданской обороны с учетом современных требований. Организовано внедрение современных технологий, форм и методов решения задач гражданской обороны.
В целом состояние гражданской обороны обеспечивает реализацию национальных интересов, безопасность страны, укрепление оборонного потенциала и повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных угроз мирного и военного времени.
Вместе с тем в связи с сохранением рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов необходимо создание более оптимальной по структуре и возможностям системы гражданской обороны, а также внедрение на основе результатов научных исследований новых подходов к формированию сил гражданской обороны и перспективных методов и форм выполнения мероприятий защиты населения.
В целях повышения показателей гражданской обороны необходимо:
1. Наиболее актуальными научными проблемами гражданской обороны в настоящее время считать:
научное обеспечение основ создания и функционирования системы антикризисного управления, выработку новых подходов и решений с учетом возможных опасностей и угроз;
разработку новых технологий и технических средств защиты населения с учетом специфики современных средств и способов воздействия на население, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также современных войн и вооруженных конфликтов;
организационно-методологическое обеспечение информационной безопасности и структуры информационных ресурсов гражданской обороны, создание системы управления её информационными ресурсами;
методическое обеспечение и практическое обоснование требований и норм в области гражданской обороны, в том числе технической безопасности в области гражданской обороны;
анализ научных достижений в области вооружения и тактики ведения противоборства с целью обеспечения создания достаточных условий для обеспечения эффективной защиты населения в мирное и военное время;
психологическое обеспечение системы кризисного управления, подготовку рекомендаций, направленных на повышение психологической устойчивости руководящего состава гражданской обороны в условиях кризисных ситуаций;
создание Национального центра управления в кризисных ситуациях РСЧС и гражданской обороны, пилотной зоны автоматизированной информационной управляющей системы гражданской обороны главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
научное обоснование решения проблем реформирования войск и других сил гражданской обороны, создание специальных формирований, предназначенных для решения задач гражданской обороны;
разработку и внедрение новых технических средств системы централизованного оповещения населения и локальных систем оповещения;
изыскание наиболее эффективных методов и способов по накоплению и сохранению фонда защитных сооружений;
использование методов математического моделирования и геоинформационных технологий для решения задач в области гражданской обороны;
научное обоснование и внедрение новых подходов к организации эвакомероприятий из крупных городов;
разработку основных требований и направлений в области сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики страны и обеспечения жизнедеятельности населения в военное время;
решение научно-технических проблем создания, функционирования и развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
совершенствование нормативной правовой базы, разработку общего технического регламента «О технической безопасности в области гражданской обороны»;
разработку новых подходов и способов подготовки руководящего состава и обучения населения в области гражданской обороны;
обоснование оптимальных объемов запасов материально-технических, продовольственных и иных средств, предназначенных для решения задач гражданской обороны.
2. В целях повышения готовности гражданской обороны:
2.1. Федеральным органам исполнительной власти:
провести исследование эффективности мероприятий по повышению готовности гражданской обороны на подведомственных объектах в соответствии с современными требованиями;
разработать меры, направленные на сохранение подведомственных объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
организовать внедрение мероприятий по совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем управления и связи гражданской обороны, реконструкции пунктов управления и модернизации систем централизованного оповещения гражданской обороны на базе технических средств нового поколения;
обеспечить повышение качества подготовки по вопросам гражданской обороны руководящего состава и других специалистов;
осуществить исследования в области создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других средств.
2.2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать региональные целевые программы развития гражданской обороны на перспективу, обеспечить своевременное финансирование предусмотренных этими программами мероприятий в целях готовности гражданской обороны и защиты населения;
выработать дополнительные меры по совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем управления и связи гражданской обороны, реконструкции пунктов управления и модернизации систем централизованного оповещения гражданкой обороны на базе технических средств нового поколения;
предусмотреть создание региональных центров управления в кризисных ситуациях в субъектах Российской Федерации в составе Национального центра управления в кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
провести исследования повышения эффективности работ по переходу службы спасения на единый телефонный номер «112»;
организовать создание нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб гражданской обороны с учетом их достаточности и адекватности современным опасностям и угрозам в мирное и военное время;
организовать разработку программ (планов) поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны, а также создание единого реестра защитных сооружений гражданской обороны;
осуществить оценку эффективности создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, подготовить предложения по совершенствованию этой деятельности;
подготовить предложения по обеспечению освежения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, улучшению условий их хранения и обеспечению контроля за техническим состоянием;
провести оценку подготовительных мероприятий по обеспечению готовности эвакуационных органов к осуществлению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, совершенствованию инфраструктуры районов эвакуации для первоочередного обеспечения пострадавшего населения и подготовить предложения, направленные на повышение их эффективности;
провести анализ эффективности реализации требований инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
осуществить мероприятия по совершенствованию деятельности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
обеспечить контроль за проведением мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
2.3. Органам местного самоуправления:
активизировать научно-практическую работу в области гражданской обороны с учетом повышения в современных условиях роли местного самоуправления в решении задач по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечить качественную подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
провести анализ готовности к использованию систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
спланировать и подготовить необходимые предложения по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом реальных условий;
определить на каждом объекте первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
разработать предложения по доведению до необходимого уровня объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд гражданской обороны.
2.4. Организациям:
обеспечить качественную разработку планов гражданской обороны организаций;
определить и реализовать необходимые мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования в военное время;
ускорить создание локальных систем оповещения, обеспечить их постоянную готовность;
предусмотреть создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
завершить создание нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб гражданской обороны, обеспечить поддержание их в состоянии готовности к действиям по предназначению.
|